Европа делает решительный шаг к «зеленому» судоходству: стартовал амбициозный исследовательский проект NavHyS, призванный внедрить жидкий водород в качестве основного топлива для морских судов. Компания Bureau Veritas Marine & Offshore (BV) сообщила о своем ключевом участии в этой инициативе, направленной на кардинальное снижение углеродного следа морской индустрии. BV сыграла важную роль в разработке предложения по проекту и формировании консорциума из 14 европейских партнеров, работая в тесном сотрудничестве с ArianeGroup.
Проект NavHyS, получивший финансирование в размере 5 миллионов евро от европейского партнерства Clean Hydrogen Partnership, официально запущен в январе 2025 года и рассчитан на три года. Основной фокус проекта направлен на одну из самых сложных технологических задач – безопасное использование подпалубных криогенных танков типа C для хранения жидкого водорода на борту судов обслуживания морских ветроэнергетических установок (SOV). Это позволит таким судам работать на экологически чистом топливе.
Bureau Veritas внесет свой вклад, предоставив экспертизу в области безопасности, разработки нормативных документов и классификации судов, что необходимо для поддержки инноваций в создании водородных судов. В рамках своей деятельности по оценке проектов, BV планирует выдать три принципиальных одобрения: для системы хранения жидкого водорода, для топливной системы, а также для их интеграции в конструкцию судна обслуживания. Кроме того, компания возглавит исследования по безопасности и разработку специфических правил для применения жидкого водорода в морской среде. Проект также рассмотрит создание береговой инфраструктуры для снабжения водородом и оценит полный жизненный цикл судов на водородном топливе.
По планам, к 2030 году технология, разрабатываемая в рамках NavHyS, достигнет высокого уровня готовности (TRL 8-9), что создаст предпосылки для ее широкого коммерческого использования в период с 2035 по 2040 год. Проект стремится объединить передовые морские конструкторские решения с опытом аэрокосмической отрасли в области криогенных технологий хранения. Концепция предусматривает создание топливных баков объемом 200-300 кубических метров, способных вмещать 12-18 тонн жидкого водорода. Скорость заправки составит 10 тонн водорода в час, что обеспечит судам до 10 дней автономной работы, что особенно важно для обслуживания удаленных морских ветропарков.
Координирует проект NavHyS компания ArianeGroup, известная своими разработками в аэрокосмической сфере. В консорциум также вошли такие ведущие организации и эксперты по жидкому водороду, как ENGIE, Gas and Heat, INERIS, шведский исследовательский институт RISE и судостроительная компания Vard.
Президент Bureau Veritas Marine & Offshore Маттьё де Тюньи заявляет, что BV гордится возможностью поддержать проект NavHyS и внести свой вклад в решение сложных технических задач и вопросов безопасности, связанных с переходом на жидкий водород в судоходстве. Он подчеркивает, что участие в этом инновационном консорциуме подтверждает стремление компании содействовать внедрению передовых технологий, которые ускорят декарбонизацию морского транспорта и помогут сформировать безопасное и масштабируемое будущее для судов, работающих на водородном топливе.