Британская компания ZeroAvia, разработчик водородно-электрических авиационных двигателей, и шотландская авиакомпания Loganair подписали меморандум о взаимопонимании. Это соглашение закладывает основу для перехода региональной авиации на полностью безуглеродные технологии и обещает революцию в небе Шотландии и всей Великобритании.
В центре партнерства — водородно-электрические двигатели, которые используют водород в топливных элементах для выработки электроэнергии. Эта энергия приводит в движение электромоторы, вращающие винты самолета. Единственным побочным продуктом такого процесса является чистая вода, что сводит к нулю вредные выбросы в атмосферу во время полета. Для региональных турбовинтовых самолетов, летающих на высотах, где не образуются конденсационные следы, это означает фактически полное отсутствие климатического воздействия.
Новые силовые установки сулят авиакомпаниям не только экологические, но и экономические выгоды. Ожидается, что затраты на техническое обслуживание водородно-электрических двигателей будут значительно ниже, чем у традиционных аналогов, что сократит время простоя авиапарка. Кроме того, по прогнозам, стоимость водородного топлива со временем станет существенно ниже цены на авиационный керосин.
В настоящее время ZeroAvia находится в процессе сертификации своей 600-киловаттной силовой установки ZA600, предназначенной для самолетов вместимостью от 10 до 20 мест. Первой моделью для внедрения станет Cessna Caravan, однако компания планирует сертифицировать и другие популярные самолеты, включая Twin Otter, которые Loganair активно использует для сообщения с отдаленными районами Шотландского нагорья и островов. Параллельно ведется разработка более мощного модульного двигателя ZA2000 для самолетов на 40-80 пассажиров, таких как ATR, которых в парке Loganair насчитывается более двадцати.
Это соглашение укрепляет позиции ZeroAvia в Шотландии, где компания уже сотрудничает с аэропортом Глазго по созданию водородной инфраструктуры. Недавно было объявлено о планах по строительству производственного центра водородных топливных элементов недалеко от аэропорта и штаб-квартиры Loganair. Генеральный директор Loganair, Люк Фараджалла, назвал этот шаг «полностью возможным и логичным», отметив, что «будущее устойчивых полетов будет зависеть от таких компаний-пионеров, как ZeroAvia и Loganair».
В свою очередь, основатель и глава ZeroAvia, Вэл Мифтахов, подчеркнул, что маршрутная сеть Loganair «очень хорошо подходит для внедрения» обеих моделей двигателей после их сертификации. По его словам, это может стать началом долгосрочного сотрудничества и обеспечить более чистый транспорт для пассажиров, открывая новую эру в региональной авиации.