
На встрече Платформы портов WindEurope в Ирландии была подчеркнута простая, но фундаментальная истина: без инвестиций в портовую инфраструктуру развитие ветроэнергетики невозможно. Это обсуждение проходит на фоне подготовки Европейским союзом двух ключевых стратегий, которые будут представлены в 2026 году: Стратегии морской промышленности и Стратегии портов ЕС.
Порты играют незаменимую роль в ветроэнергетике, сталкиваясь с новыми вызовами по всей Европе. Стремительный рост морской ветроэнергетики требует от портов увеличения площадей, укрепления инфраструктуры и совершенствования логистики. Появление более крупных турбин и новых технологий заставляет порты быстро адаптироваться. Однако темпы расширения портов значительно уступают скорости масштабирования проектов в открытом море. Различные типы ветроэнергетических проектов также требуют от портов специализации – будь то производство компонентов, их сборка, монтаж или техническое обслуживание. По оценкам экспертов, для достижения целей 2050 года европейским портам в ближайшие годы потребуются дополнительные инвестиции в размере 2,4 миллиарда евро.
Значение портов не ограничивается только морской ветроэнергетикой. Во многих регионах, включая Ирландию, оборудование для наземных ветряных электростанций также доставляется через морские гавани. Компоненты турбин, лопасти и башни сначала прибывают в порты, где их обрабатывают, а затем транспортируют вглубь страны. Это делает порты критически важным звеном для развития как наземной, так и морской ветроэнергетики.
Для реализации необходимых инвестиций требуется сочетание государственного и частского финансирования. Европейские порты уже получают поддержку на уровне ЕС через такие инструменты, как фонд «Соединяя Европу» (CEF) и кредиты от Европейского инвестиционного банка. Национальные правительства также могут способствовать процессу, предоставляя гарантии, целевое финансирование и создавая политику, поощряющую эффективное использование существующей инфраструктуры. Укрепление трансграничного сотрудничества между портами поможет избежать дублирования усилий и оптимизировать использование ресурсов.
В Ирландии нехватка портовой инфраструктуры является серьезным препятствием для развития морской ветроэнергетики. Правительство страны запустило Национальный план развития морской ветроэнергетики, что является позитивным шагом, однако требуется дополнительное финансирование. В ноябре этого года ожидается проведение аукциона на строительство морской ветроэлектростанции мощностью 900 МВт. К моменту, когда победитель примет окончательное инвестиционное решение и начнет строительство, портовая инфраструктура уже должна быть полностью готова для обеспечения своевременного и эффективного развертывания проекта.
В первом квартале 2026 года Европейская комиссия представит две ключевые стратегии. Стратегия морской промышленности ЕС будет сосредоточена на поддержке судостроения в тех сегментах, где Европа сохраняет конкурентоспособность, особенно в производстве судов для обслуживания и доставки персонала на морские платформы. Стратегия портов ЕС будет направлена на улучшение координации между государствами-членами для согласования сроков и масштабов тендеров, ускорение выдачи разрешений на модернизацию портов и усиление финансовой поддержки. Обе стратегии признают порты центральными энергетическими и транспортными узлами.
Европа уже активно инвестирует в свои порты. В предложении Европейской комиссии по новому долгосрочному бюджету на 2028–2034 годы на фонд «Соединяя Европу» заложено 81,4 миллиарда евро. Из этой суммы около 34 миллиардов евро будет направлено на транспортную инфраструктуру, включая порты. Для сравнения, текущий бюджет фонда на транспорт (2021–2027) составляет около 24 миллиардов евро. Такое увеличение финансирования создает больше возможностей для модернизации и расширения портов, обслуживающих ветроэнергетику.
Сами порты не ждут указаний и уже активно действуют. За последние три года в портовую инфраструктуру было инвестировано 4,4 миллиарда евро. Эти вложения позволят Европе достичь своих целей по морской ветроэнергетике к 2030 году и выйти на уровень установки мощностей не менее 10 ГВт в год. Однако после 2030 года темпы необходимо будет увеличить до 15 ГВт в год, что потребует дополнительных инвестиций в размере 2,4 миллиарда евро.
Эрик Бертолет, бизнес-менеджер порта Эмсхафен, отметил: «Сегодня обеспечить доступ к порту так же важно, как обеспечить наличие турбины, фундамента и установочного судна». Диана Барриос, руководитель отдела по работе с членами ассоциации WindEurope, добавила: «Без стратегических инвестиций в портовую инфраструктуру морская ветроэнергетика не сможет масштабироваться. Европа должна рассматривать порты как энергетические активы, а не просто транспортные узлы». Посыл из Ирландии ясен: порты являются ключевым фактором успеха как морской, так и наземной ветроэнергетики, и инвестиции в них должны продолжаться.