
Биоэнергетика продолжает играть важную роль в энергетической системе Канады, способствуя диверсификации источников энергии и декарбонизации транспортного, отопительного и промышленного секторов. Согласно последним данным канадского регулятора, в 2023 году на долю биоэнергии приходилось около 6% от общего конечного потребления энергии в стране, что составляет примерно 624 петаджоуля. Энергия, получаемая из биомассы растительного и животного происхождения, считается возобновляемым ресурсом, так как растения и животные участвуют в круговороте углекислого газа в атмосфере через относительно короткие временные промежутки. Устойчивое управление биомассой является ключевым фактором для поддержания углеродной нейтральности этого вида топлива.
Сектор жидкого биотоплива демонстрирует значительную динамику, потребление которого в Канаде утроилось в период с 2010 по 2023 год. Этот рост обусловлен федеральной и провинциальной политикой, такой как Clean Fuels Regulations, которая устанавливает требования к смешиванию топлива и снижению углеродоемкости бензина и дизеля. Жидкое биотопливо, включающее этанол, биодизель и возобновляемое дизельное топливо, используется преимущественно в качестве низкоуглеродной альтернативы традиционному горючему на транспорте. В 2024 году на заводе Burnaby Refinery в Британской Колумбии была произведена первая партия устойчивого авиационного топлива объемом 101 тысяча литров, что стало важной вехой для отрасли.
Производство топливного этанола в Канаде остается относительно стабильным, достигнув в 2024 году уровня более 1800 миллионов литров. Однако внутреннее производство покрывает лишь 43% спроса, а остальная часть обеспечивается за счет импорта из США. Канадские заводы работают на пределе своих возможностей, часто превышая 90% номинальной мощности. В ближайшей перспективе планируется открытие нового объекта в Альберте, который добавит около 300 миллионов литров мощностей в год. В статистику по этанолу также включаются небольшие объемы возобновляемого бензина и бионафты, получаемых путем совместной переработки.
Ситуация с альтернативами дизельному топливу выглядит иначе. Производство биодизеля выросло в три раза к 2019 году, но с тех пор остается на прежнем уровне, и новые крупные проекты пока не планируются. В то же время активно развивается сегмент возобновляемого дизельного топлива, которое химически идентично нефтяному аналогу. В конце 2023 года компания Tidewater Renewables начала коммерческое производство в Британской Колумбии, а в 2024 году запустился завод Braya Renewable Fuels в Ньюфаундленде и Лабрадоре. Тем не менее, завод Braya был вынужден приостановить работу в январе 2025 года по экономическим причинам, связанным с истечением срока действия налоговых льгот в США, и по состоянию на сентябрь 2025 года ожидает восстановления рынка.
Газообразное биотопливо, представленное в основном биогазом, также показывает уверенный рост. Производство возобновляемого природного газа, который можно закачивать непосредственно в существующие трубопроводы, увеличилось в двенадцать раз с 2010 по 2024 год. Основным драйвером выступают провинциальные мандаты: Британская Колумбия требует 15% возобновляемого содержания в природном газе к 2030 году, а Квебек нацелен на 10%. Примечательно, что большая часть текущего производства в Альберте предназначена для поставок в Британскую Колумбию. Ожидается, что более 20 новых проектов, запланированных к запуску между 2025 и 2027 годами, более чем удвоят производственные мощности страны.
Твердое биотопливо, включающее дрова, древесные отходы и пеллеты, используется главным образом для производства тепла и электроэнергии в промышленности. Несмотря на общий спад внутреннего потребления твердого биотоплива на 18% с 2015 года из-за снижения использования дров в жилом секторе, экспортное направление процветает. Производство древесных пеллет выросло более чем в два раза с 2012 года, при этом Канада является крупным экспортером: в 2023 году за рубеж было отправлено 83% от всего объема произведенных в стране пеллет.