
Метанол демонстрирует высокий уровень готовности для широкого внедрения в судоходстве. Об этом говорится в новом аналитическом отчете компании DNV. Двигатели и технические системы, работающие на метаноле, уже достигли зрелости, а глобальные производственные площадки, хранилища и растущий бункеровочный флот создают прочную основу для перехода на это топливо.
Метанол привлекает все большее внимание как практичная и масштабируемая альтернатива для морских перевозок на фоне поиска отраслью путей декарбонизации. Этот тренд подтверждается наличием более 450 судов, способных работать на метаноле, которые уже находятся в эксплуатации или строятся. Технические решения для использования этого топлива теперь доступны для всех основных типов судов.
Согласно отчету, участники отрасли уже активно инвестируют в метанол. Ключевую роль в наращивании мощностей играет Китай, на долю которого приходится 43 процента от запланированного мирового производства. Однако, как и в случае с другими альтернативными видами топлива, будущая роль метанола будет зависеть от комплекса регуляторных, экономических и эксплуатационных факторов.
«По мере того как морская индустрия ищет пути к низкоуглеродному будущему, важно рассматривать целый ряд практичных и масштабируемых решений, – отметил Кнут Орбек-Нильссен, генеральный директор морского подразделения DNV. – Не существует универсального ответа, и для разных сегментов судоходства потребуются разные подходы. Метанол – один из вариантов, опирающийся на уже существующие технологии и инфраструктуру, и растущий интерес отрасли к различным видам альтернативного топлива обнадеживает».
Метанол не содержит серы, производит незначительное количество сажи и выделяет значительно меньше оксидов азота (NOx) по сравнению с мазутом. При использовании био- и э-метанола выбросы парниковых газов в течение жизненного цикла могут быть очень низкими или даже отрицательными. Совместимость метанола с существующей портовой инфраструктурой и доступность промежуточных решений для бункеровки также могут упростить переход для судовладельцев и снизить их затраты.
Тем не менее, в отчете отмечаются и существенные препятствия, главными из которых остаются стоимость и доступность топлива. Средняя цена на биометанол в 2025 году прогнозируется на уровне около 2500 долларов за тонну в эквиваленте морского газойля – примерно в три раза дороже традиционного топлива. При этом мировое производство составляет всего 2,2 миллиона тонн, что значительно ниже потенциального спроса, который к 2040 году может достигнуть 60 миллионов тонн.
В докладе моделируются четыре сценария спроса, которые показывают, что регуляторные механизмы, такие как рамочная программа IMO Net-Zero и инициатива FuelEU Maritime, могут сыграть решающую роль в масштабировании внедрения метанола.
Метанол также обеспечивает гибкость в выборе топлива: двухтопливные двигатели могут работать как на метаноле, так и на биодизеле или традиционном топливе, а после незначительной модификации – и на этаноле. Для помощи судовладельцам в оценке затрат и разработке стратегий перехода DNV предлагает сервисы, основанные на данных, такие как Fuel Selector и платформа Alternative Fuels Insight (AFI).
Возобновляемый, или «зеленый», метанол производится из устойчивых ресурсов – биомассы или уловленного углекислого газа и «зеленого» водорода. Это выгодно отличает его от традиционного метанола, получаемого из ископаемого сырья, и предлагает низкоуглеродную альтернативу для транспорта, энергетики и промышленности, обеспечивая более чистое сгорание и совместимость с существующей инфраструктурой.