
Немецкая энергетическая компания Enercity достигла важной вехи на пути к климатически нейтральному теплоснабжению в Ганновере. В городе Штёкен введена в эксплуатацию и подключена к сети новая теплоэлектроцентраль (ТЭЦ), работающая на биомассе. Этот шаг создает условия для вывода из эксплуатации первого энергоблока угольной электростанции Штёкен и ускоряет отказ от угля в регионе. На этой неделе ТЭЦ впервые подала «зеленую» энергию в городскую теплосеть, начав многоступенчатый процесс технического ввода в эксплуатацию.
Новая электростанция считается одним из самых инновационных объектов «зеленого» теплоснабжения в Германии. Это первый в стране мусоросжигательный завод, работающий на древесных отходах, который оснащен крупномасштабным тепловым насосом с использованием конденсации дымовых газов. Такая комбинация позволяет достичь почти стопроцентного использования топлива, что является технологическим прорывом в области экологически чистого производства тепла.
В будущем ТЭЦ будет поставлять до 500 000 мегаватт-часов (МВт·ч) тепла в год для нужд Ганновера и соседней производственной площадки Volkswagen Commercial Vehicles. Распределение тепла будет осуществляться через современный узел, также построенный на территории станции. По сравнению с угольной электростанцией, новая ТЭЦ на биомассе сократит выбросы CO₂ примерно на 300 000 тонн ежегодно, что принесет пользу не только экологии, но и деловому климату Ганновера.
«Enercity выступает за комплексные решения, когда речь идет об энергетическом и тепловом переходе. Эта ТЭЦ на биомассе – прекрасный пример «зеленой» трансформации теплоснабжения и интегрированного сотрудничества», – отметила генеральный директор Enercity Орели Алемани. Она подчеркнула, что проект был спланирован и реализован объединенными силами группы Enercity и ее дочерней компании Danpower, что демонстрирует способность компании предлагать решения «из одних рук» – от планирования до внедрения.
В качестве топлива на ТЭЦ используется исключительно не подлежащая вторичной переработке древесина – отходы, которые могут быть применены только для термического получения энергии. Сырье поставляется из близлежащих районов в радиусе около 150 километров, что укрепляет региональные цепочки поставок и способствует развитию экономики замкнутого цикла. С вводом станции в эксплуатацию доля климатически нейтрального централизованного теплоснабжения в Ганновере вырастет до 50 процентов. Это сделает поставки тепла более независимыми от импорта ископаемого топлива и стабильными в долгосрочной перспективе.
Инвестиции Enercity в новую ТЭЦ составили около 195 миллионов евро. Проект является частью комплексной инвестиционной программы по последовательной декарбонизации централизованного теплоснабжения в Ганновере, в рамках которой компания сознательно отказалась от природного газа как промежуточного решения. Всего планируется построить 14 новых климатически нейтральных генерирующих объектов, включая крупномасштабные тепловые насосы, геотермальные станции и проекты на биометане.
Чтобы как можно больше жителей могли воспользоваться преимуществами «зеленого» тепла, протяженность трубопроводной сети будет увеличена с нынешних 360 до 550 километров. Согласно целевому сценарию, количество снабжаемых зданий вырастет до 18 000, что в пять раз превышает текущий показатель. К 2040 году Enercity инвестирует около 1,5 миллиарда евро в расширение сети и замену генерирующих мощностей для системы централизованного теплоснабжения Ганновера.
Сердцем новой станции является котел с колосниковой решеткой, который в несколько этапов сушит, поджигает и полностью сжигает древесные отходы. Многоступенчатая система очистки дымовых газов обеспечивает соблюдение экологических норм со значительным запасом. Интегрированный тепловой насос утилизирует отработанное тепло дымовых газов, повышая его температуру до уровня, необходимого для теплосети, и тем самым увеличивает общую эффективность установки. Значимость проекта подчеркивается участием в его запуске мэра Ганновера Белита Оная, министра окружающей среды, энергетики и защиты климата Нижней Саксонии Кристиана Мейера и члена правления Volkswagen Commercial Vehicles Штеффена Райхе.