
Геотермальная энергия, извлекаемая из глубоких слоев земной коры, может стать фундаментом для глобального перехода на чистые источники энергии. Согласно последнему исследованию Стэнфордского университета, опубликованному в журнале Cell Reports Sustainability, использование усовершенствованных геотермальных систем значительно снижает потребность в площадях под ветровые и солнечные электростанции. При этом стоимость такой системы становится сопоставимой с вариантами без использования геотермальных мощностей.
Усовершенствованные геотермальные системы позволяют извлекать тепло практически в любой точке планеты, а не только в местах «традиционных» геотермальных источников. Это превращает их в надежный источник базовой нагрузки, способный заменить угольные и атомные электростанции. В отличие от ядерной энергетики, на запуск которой уходит от двенадцати до двадцати трех лет, геотермальные проекты реализуются значительно быстрее. Кроме того, технология полностью безопасна – нет риска аварий, утечек радиоактивных отходов или проблем с распространением ядерных материалов.
Авторы исследования под руководством профессора Марка Якобсона проанализировали сценарии перехода различных стран на полностью возобновляемую энергию. Выяснилось, что интеграция геотермальных мощностей помогает сбалансировать работу энергосетей, дополняя изменчивую генерацию от солнца и ветра. Благодаря прогрессу в технологиях бурения, который наблюдается в последние годы, себестоимость таких проектов стремительно падает. Например, в Соединенных Штатах в октябре две тысячи двадцать четвертого года уже был одобрен первый масштабный проект такой станции мощностью два гигаватта в штате Юта.
Развитие глубокой геотермии открывает новые возможности не только для обеспечения жилых районов, но и для снабжения энергозатратных объектов, таких как современные центры обработки данных. Специалисты отмечают, что использование тепла земных недр минимизирует воздействие на ландшафт и обеспечивает энергетическую безопасность без выбросов парниковых газов и загрязнения атмосферы.