Новый регламент ЕС FuelEU Maritime открывает для судоходной отрасли пути к значительному сокращению выбросов парниковых газов. Шведская танкерная компания Furetank уже опережает требования, переходя на биогаз, и запускает дочернее предприятие, которое поможет другим судовладельцам торговать квотами на выбросы в рамках новой системы. Цель – ускорить переход к судоходству без ископаемого топлива.
Регламент, вступивший в силу в начале года, обязывает коммерческие суда в ЕС постепенно сокращать выбросы парниковых газов – на 2% в период с 2025 по 2029 год и на 80% к 2050 году по сравнению с уровнем 2020 года. FuelEU Maritime предлагает несколько способов достижения этой цели: переход на возобновляемые виды топлива, их добавление в традиционное топливо или новый механизм торговли излишками сокращения выбросов. Компании, не выполняющие требования ЕС, столкнутся со значительными штрафами. Идея состоит в том, чтобы сделать выбросы затратными, а переход на чистые технологии – прибыльным, стимулируя использование возобновляемых источников энергии.
Для Furetank это стало возможностью в полной мере использовать свои инвестиции в климатические технологии. Благодаря собственным двухтопливным танкерам серии Vinga, работающим на сжиженном метане, переход на биотопливо можно осуществить немедленно и без технических изменений. Теперь, когда появились стимулы и бизнес-модели для более дорогого биотоплива, Furetank решила действовать на опережение. «Мы давно ждали этого и готовились к переходу, – отмечает Виктория Хёглунд, генеральный директор новой компании CO2mpliance. – Мы заключили контракт на масштабные поставки биометана, который будет использоваться на всех наших судах Vinga в ЕС в течение 2025 года. Это дает нам возможность торговать излишками сокращения выбросов – как для себя, так и для других».
Поскольку Furetank уже создала основу для новой системы торговли, ее дочерняя компания CO2mpliance будет оказывать услуги по соблюдению норм FuelEU и другим судоходным компаниям. Клиентами станут как операторы, опережающие требования ЕС и имеющие излишки квот на продажу, так и те, кто не может достаточно быстро сократить выбросы своего флота и вынужден их покупать. «У Furetank есть традиция создавать собственные сервисы, востребованные рынком, – говорит Виктория Хёглунд. – Теперь мы делаем такой же шаг на новом рынке, созданном ЕС. У нас есть вся необходимая экспертиза для проведения транзакций и администрирования в соответствии с новым законодательством и спецификой судоходства».
По словам Хёглунд, новый бизнес является естественным продолжением долгосрочной стратегии Furetank – всегда опережать экологические требования. Эта история началась еще в 1980-х годах, когда компания заказала танкеры с двойным корпусом задолго до того, как они стали обязательными в 1995 году. «Всегда существует политическая неопределенность вокруг регулирования. Удобно просто сидеть сложа руки, продолжать использовать обычное топливо и ждать развития рынка. Но мы выбираем противоположный путь: мы продвигаем изменения, инвестируем на опережение и идем до конца, как только видим признаки появления стимулов», – заключила она.