Великобритания, известная своими амбициозными целями в области возобновляемой энергетики, стоит на пороге переоценки роли одного из самых предсказуемых, но капиталоемких источников чистой энергии – приливных электростанций (ПЭС). Новое исследование, опубликованное в научном журнале Renewable and Sustainable Energy Reviews, показывает, что такие проекты могут кардинально изменить не только энергетический ландшафт страны, но и стать мощным катализатором экономического возрождения для прибрежных регионов, которые зачастую страдают от недостатка инвестиций и рабочих мест. Этот потенциал резко контрастирует с опытом развития других видов ВИЭ, таких как ветряная и солнечная энергетика, чей вклад в местную экономику оказался более скромным, чем ожидалось.
Проблема предыдущих «зеленых» проектов заключалась в их структуре. Строительство ветряных и солнечных парков, хоть и создавало временные рабочие места, в значительной степени зависело от импортных технологий, особенно высокотехнологичных компонентов вроде турбин, производимых за рубежом. После ввода в эксплуатацию такие объекты требуют минимального обслуживающего персонала, а прибыль зачастую уходит международным компаниям-владельцам, оставляя местным сообществам лишь ограниченные выгоды в виде налогов и скромных взносов в фонды развития. Исследователи отмечают, что многие из этих проектов были реализованы в экономически уязвимых частях Великобритании, но не смогли стать для них преобразующей силой.
Приливные электростанции, использующие энергию подъема и спада уровня моря путем строительства лагун или перегораживающих заливы дамб, представляют собой совершенно иную экономическую модель. Их ключевое отличие – масштаб и характер строительных работ. Речь идет о гигантских инфраструктурных проектах стоимостью в миллиарды фунтов, требующих колоссального объема общестроительных работ – возведения дамб, кессонов, шлюзов и установки гидроагрегатов. Значительную часть этих работ и материалов, в отличие от производства сложных ветрогенераторов, можно обеспечить силами местных и национальных компаний. Исследование, посвященное потенциальному проекту в эстуарии реки Северн, показало, что до 85% затрат в цепочке поставок может быть освоено внутри британской экономики. Длительный период строительства – до десяти лет и более – обеспечивает стабильный спрос на рабочую силу и услуги, способствуя развитию местных поставщиков и повышению квалификации кадров.
Долгосрочные перспективы также выглядят более оптимистично. Срок службы ПЭС составляет 100–120 лет, что предполагает постоянную потребность в персонале для эксплуатации, технического обслуживания, дноуглубительных работ и мониторинга. Это создает стабильные и хорошо оплачиваемые рабочие места на десятилетия вперед, чего не могут предложить другие виды ВИЭ. Экономическое моделирование на примере Уэльса демонстрирует, что даже один крупный проект способен создать тысячи рабочих мест как на этапе строительства, так и во время эксплуатации, внося существенный вклад в региональный валовой продукт.
Однако экономический эффект не ограничивается прямыми инвестициями и занятостью. Уникальные и масштабные сооружения ПЭС обладают значительным туристическим потенциалом. Подобно плотине «Ля Ранс» во Франции, которая ежегодно привлекает десятки тысяч посетителей, британские приливные лагуны могут стать новыми достопримечательностями. Они способны не только привлекать туристов в специально созданные визит-центры, но и служить площадками для проведения спортивных мероприятий, развития водных видов спорта и отдыха, кардинально меняя имидж прибрежных территорий и стимулируя местный бизнес.
Более того, такие проекты многофункциональны. Они могут выполнять роль защитных сооружений от наводнений, что особенно актуально в условиях изменения климата и повышения уровня мирового океана. Интеграция транспортной инфраструктуры, например, автомобильных дорог или монорельсовых систем по гребню дамбы, способна улучшить сообщение между регионами. Кроме того, на базе ПЭС могут создаваться научно-образовательные центры для исследований в области гидроэнергетики и морской экологии.
Тем не менее, реализация этого потенциала не произойдет автоматически. Исследователи предупреждают, что для раскрытия социально-экономических выгод необходим пересмотр государственной политики. Существующие в Великобритании механизмы поддержки ВИЭ, такие как «контракты на разницу цен», ориентированы исключительно на минимизацию цены производимой электроэнергии. Такой подход не учитывает и не поощряет дополнительные выгоды для местной экономики, цепочек поставок или создания рабочих мест. Для дорогостоящих и долгосрочных проектов ПЭС требуются иные модели финансирования, такие как государственно-частные партнерства или модель регулируемой базы активов, которые позволяют снизить риски для инвесторов и включить в соглашения обязательства по социально-экономическому развитию территорий. Таким образом, приливная энергетика ставит перед властями Великобритании стратегический выбор – рассматривать ее только как источник чистых киловатт-часов или как комплексный инструмент регионального возрождения.