
В начале октября в аэропорту Керкуолл на Оркнейских островах завершились успешные испытания инновационного двигателя внутреннего сгорания на водороде. Этот проект, реализованный под руководством Европейского центра морской энергетики (EMEC), стал первым в истории Великобритании случаем, когда коммерческий аэропорт полностью обеспечил свои потребности в электроэнергии и тепле с помощью водородных технологий.
Когенерационная установка (ТЭЦ) производства компании 2G, установленная на территории аэропорта, стала первым в своем роде стопроцентно водородным агрегатом для комбинированного производства тепла и электроэнергии в стране. Систему подключили к существующей отопительной сети аэропорта, что позволило подавать тепло в главный терминал и снабжать электроэнергией всю площадку, включая огни взлетно-посадочной полосы.
В качестве топлива использовался «зеленый» водород, поставляемый центром EMEC. Во время испытаний персонал аэропорта создавал дополнительную нагрузку на сеть, чтобы проверить работу системы в различных режимах. Установка работала примерно на 60% своей мощности, полностью обеспечивая электричеством терминал и освещение, а также удовлетворяя потребности в отоплении без необходимости задействовать штатные котлы аэропорта.
«Оркнейские острова давно зарекомендовали себя как центр энергетических инноваций, где демонстрируются новые технологии и их роль в создании будущей чистой энергетической системы, – отметила Леонор Ван Вельзен, менеджер по эксплуатации и техническому обслуживанию EMEC. – Это испытание – прекрасный пример эффективного сотрудничества. Развертывание водородных технологий в действующем аэропорту – это значительный шаг к поиску практических решений по декарбонизации».
Марк Хольтманн, управляющий директор 2G, подчеркнул важность этого достижения для компании. «Демонстрация того, как водород может надежно обеспечивать энергией и теплом столь критически важный объект инфраструктуры, – важный шаг на пути к декарбонизации энергоемких отраслей, – заявил он. – Этот проект показывает, чего можно достичь, когда инновации и сотрудничество объединяются, и мы гордимся, что технология 2G вносит вклад в лидерство Шотландии в переходе к авиации с нулевым уровнем выбросов».
Успешное завершение испытаний позволяет оценить реальную осуществимость интеграции водородных технологий в инфраструктуру аэропортов. Полученные данные будут способствовать более широким усилиям по поиску низкоуглеродных решений не только в авиации, но и в других секторах экономики. Проект был профинансирован правительством Шотландии при поддержке Highlands and Islands Enterprise.