
Аналитический центр Ember опубликовал отчет, посвященный 25-летию морской ветроэнергетики в Великобритании. В декабре 2025 года отрасль подводит итоги развития с момента запуска первой ветроэлектростанции на шельфе. За четверть века сектор прошел путь от экспериментальных проектов до статуса одного из ключевых элементов национальной энергосистемы, обеспечивающего электричеством 16 миллионов домохозяйств ежегодно. Согласно данным аналитиков, морской ветер теперь покрывает 17% от общего объема генерации электроэнергии в стране.
История британской морской ветроэнергетики началась 7 декабря 2000 года, когда в гавани Блайт на северо-востоке Англии была запущена первая станция. В тот момент она состояла всего из двух турбин общей мощностью 4 МВт, способных обеспечить энергией около 3000 домов. Этот регион, исторически связанный с угольной промышленностью и промышленной революцией, стал отправной точкой для новой индустриальной эры. Спустя 25 лет Великобритания полностью отказалась от угольной генерации, последняя станция была закрыта в 2024 году, а на смену ископаемому топливу пришли возобновляемые источники.
На сегодняшний день в британских водах функционирует 47 морских ветряных электростанций, насчитывающих в общей сложности 2878 турбин. Технологический прогресс за прошедшие десятилетия оказался колоссальным. Если первые установки в Блайт имели мощность 2 МВт и высоту 92 метра, то современные турбины, такие как на проекте Moray West, достигают высоты 260 метров, а площадь охвата их лопастей в десять раз превышает показатели пионеров отрасли. Одна современная турбина способна вырабатывать в три раза больше энергии, чем вся первая станция Блайт целиком.
Развитие отрасли стало мощным драйвером для экономики прибрежных регионов. В секторе морской ветроэнергетики занято около 40 000 человек, причем 7000 рабочих мест были созданы только за последние два года. Цепочка поставок включает более 2000 компаний – от логистических операторов в портах до производителей кабелей и лопастей. Порты, такие как Халл, Гримсби и Ньюкасл, трансформируются в новые промышленные хабы. Например, для обслуживания строящейся станции Dogger Bank в порту Тайн была создана база, инвестиции в которую составили миллионы фунтов стерлингов.
Британская модель поддержки возобновляемой энергетики, основанная на контрактах на разницу цен (CfD), стала примером для многих стран мира. Эта система гарантирует производителям фиксированную цену на электроэнергию, снижая инвестиционные риски. В периоды высоких рыночных цен на газ, как это было зимой 2022–2023 годов, механизм работал в обратную сторону: ветряные станции возвращали средства потребителям, что позволило домохозяйствам сэкономить в среднем по 18 фунтов стерлингов.
Однако отрасль сталкивается и с серьезными вызовами. Инфляция, рост процентных ставок и удорожание материалов привели к увеличению стоимости проектов после периода падения цен в 2015–2021 годах. Цепочки поставок остаются уязвимыми из-за неравномерного графика ввода новых мощностей. Аналитики Ember подчеркивают необходимость консолидации заказов и стандартизации компонентов для обеспечения долгосрочной стабильности. Инициативы по стандартизации уже обсуждаются на европейском уровне, что должно помочь снизить издержки и ускорить внедрение инноваций.
Несмотря на экономические трудности, Великобритания продолжает строительство крупнейших в мире морских ветропарков. В стадии строительства находятся семь объектов, а еще пять готовятся к реализации. Проект Dogger Bank, который станет крупнейшим в мире, внедряет технологии передачи энергии по высоковольтным кабелям постоянного тока, что позволяет минимизировать потери на больших расстояниях. Кроме того, правительство делает ставку на развитие плавучих ветряных платформ, инвестируя в портовую инфраструктуру таких городов, как Порт-Толбот и Кромарти-Ферт.
Будущее отрасли связано с амбициозными целями по достижению экологически чистой энергосистемы к 2030 году. Для этого потребуется увеличить мощность морской ветроэнергетики до 43–50 ГВт. Создание государственной энергетической компании Great British Energy и выделение финансирования на развитие цепочек поставок призваны ускорить этот процесс и закрепить лидерство Великобритании на глобальном рынке оффшорного ветра. Эксперты отмечают, что при правильном подходе следующие 25 лет могут принести еще большую выгоду для экономики и экологии страны.