
Китайский энергетический переход достиг поворотного момента: согласно новому отчету Centre for Research on Energy and Clean Air (CREA), в 2025 году совокупные выбросы CO2 в стране, по прогнозам, останутся на прежнем уровне. Это свидетельствует о масштабном буме чистой энергетики, который компенсирует рост спроса на электричество. Хотя в прошлом выбросы в Китае уже снижались, это происходило на фоне замедления экономики, однако нынешняя стабилизация наблюдается при росте энергопотребления выше среднего уровня. Впервые чистая энергия покрыла весь прирост спроса и даже больше. По оценкам экспертов, основанным на данных за три квартала, изменение уровня выбросов составит около 0,2%, что фактически означает плато.
Сектор электроэнергетики демонстрирует наиболее впечатляющие результаты. В 2025 году здесь ожидается первое годовое снижение выбросов с 2016 года, не связанное с пандемией. Рекордный ввод мощностей солнечной генерации и ветроэлектростанций (ВЭС), а также восстановление гидроэнергетики привели к тому, что доля низкоуглеродной электроэнергии достигла 40% от общей выработки. Объем добавленной чистой энергии превысил всю годовую генерацию Германии. Ожидается, что производство электроэнергии на угле упадет впервые в истории без сопутствующего экономического спада, если только в последние месяцы года не произойдет резкого ограничения выработки ВЭС и солнечных станций.
Несмотря на успехи в генерации, Китай, вероятно, не сможет достичь ряда ключевых целей своего 14-го пятилетнего плана, действующего до конца 2025 года. В частности, под угрозой срыва находится цель по снижению углеродоемкости ВВП на 18% — прогнозируется сокращение лишь на 12%. Также страна не выполняет обязательства по «строгому контролю» роста потребления угля и строительства новых угольных мощностей. Несмотря на снижение выработки угольных станций, в 2025 году ожидается ввод наибольшего объема новых угольных мощностей с 2015 года, что является следствием волны разрешений, выданных в предыдущие годы. Это создает риск того, что новые станции будут работать десятилетиями, замедляя декарбонизацию.
Ситуация в промышленности остается сложной. Потребление энергии и выбросы в этом секторе продолжили расти, что противоречит траекториям, необходимым для соответствия Парижскому соглашению. Основным драйвером роста стала химическая промышленность, особенно производство пластмасс и сектор углехимии, где потребление угля и нефти существенно увеличилось. В металлургии, несмотря на сокращение общего объема выплавки стали, переход на более экологичные электродуговые печи отстает от графика. Цель по увеличению доли электростали до 15% к 2025 году будет упущена из-за избыточных мощностей традиционных доменных производств и отсутствия достаточных стимулов со стороны углеродного рынка.
В то же время транспортный сектор демонстрирует успехи, опережающие многие прогнозы. Электрификация транспорта впервые вошла в соответствие с глобальными климатическими сценариями. Доля электромобилей в продажах новых авто достигла 48%, а в сегменте легковых машин превысила 50%. На дорогах страны к концу года ожидается 12% электрокаров. Прорыв наблюдается и в сегменте электрических грузовиков, чья рыночная доля выросла с 8% до 23%. Благодаря этому потребление нефти в транспорте снижается второй год подряд, что подтверждает прохождение пика спроса на нефть в 2023 году. Развитие инфраструктуры также идет быстрыми темпами: новая политика направлена на удвоение зарядных мощностей в ближайшие три года.
В строительном секторе наблюдается смешанная картина. Значительное сокращение использования угля в домохозяйствах улучшило качество воздуха, но программы замещения часто опираются на ископаемый газ, а не на электричество. Потребление энергии в зданиях продолжает расти быстрее, чем предусмотрено климатическими моделями. Хотя новые здания почти повсеместно соответствуют стандартам энергоэффективности, темпы реконструкции существующего фонда замедлились. Власти пытаются решить эту проблему, смещая фокус политики с нового строительства на модернизацию и интеллектуальное управление энергопотреблением.
Политический ландшафт Китая также претерпевает изменения. В 2025 году были введены новые рыночные механизмы, включая отказ от фиксированных тарифов для новых проектов ВЭС и солнечных станций в пользу рыночного ценообразования. Это создало краткосрочную неопределенность для инвесторов, но в перспективе должно способствовать интеграции ВИЭ. Расширение системы торговли квотами на выбросы на сектора стали, цемента и алюминия пока не оказывает значительного влияния на снижение эмиссии, но создает базу для будущих ограничений. Важным шагом стало объявление новых климатических целей на 2035 год, включающих первое абсолютное сокращение выбросов, хотя отсутствие конкретного базового года для пика выбросов оставляет пространство для их краткосрочного роста.
Эксперты CREA отмечают, что, несмотря на противоречивые сигналы, инерция развития чистой энергетики в Китае огромна и приобрела экономическую значимость как на национальном, так и на региональном уровнях. Развитие таких направлений, как электротопливо, зеленый водород и морская ветроэнергетика, получает поддержку через новые политики и демонстрационные проекты. Однако для того чтобы глобальные климатические цели оставались достижимыми, Китаю необходимо ужесточить цели в предстоящей 15-й пятилетке, ускорить реформы энергорынка и прекратить инвестиции в новые угольные мощности, которые рискуют стать ненужными активами на фоне стремительного роста возобновляемой энергетики.