Химический танкер Bow Olympus компании Odfjell в настоящее время пересекает Атлантический океан, используя комбинацию ветродвижительной установки и сертифицированного устойчивого 100% биотоплива. Этот знаковый рейс доказывает, как существующие технологии и виды топлива можно объединить для ускорения перехода морских перевозок к нулевым выбросам парниковых газов.
Данные, получаемые в режиме реального времени с судна, подтверждают, что такой двойной подход к движению не только технически осуществим, но и весьма эффективен. Уровень выбросов парниковых газов судна в текущем рейсе уже соответствует целевым показателям интенсивности выбросов Fuel EU Maritime на 2050 год и показателям прямого соответствия GFI Международной морской организации (IMO) как минимум до 2044 года.
Эффективность ветродвижительной установки была проверена во время первых двух трансатлантических рейсов Bow Olympus. Четыре 22-метровых роторных паруса работали в различных погодных условиях, а их производительность тщательно отслеживалась экипажем и технической командой Odfjell как на борту, так и на берегу.
Вице-президент по технологиям Эрик Хьортланд подтвердил, что результаты превзошли ожидания. Он сообщил, что даже при хороших, хотя и не идеальных, ветровых условиях наблюдалась экономия энергии на 15-20%. Это соответствует экономии пяти тонн топлива в день, что эквивалентно сокращению выбросов CO₂ на 15 тонн ежедневно. На некоторых участках текущего рейса зафиксировано снижение расхода топлива до 40%. Хьортланд назвал эти цифры очень многообещающими и выразил удовлетворение тем, что первоначальные расчеты подтвердились и даже были превзойдены.
Использование новой системы прокладки маршрута на основе искусственного интеллекта, учитывающей погодные условия, позволило пятилетнему судну дедвейтом 49 тысяч тонн максимально эффективно использовать преобладающие ветры. Хьортланд добавил, что одним из неожиданных открытий стало то, что даже легкий ветер под углом до 15 градусов к носу судна дает заметный эффект. По его словам, это означает, что паруса, вероятно, можно будет использовать чаще, чем предполагалось, что положительно скажется на и без того хороших показателях окупаемости инвестиций. Паруса также обеспечивают стабилизирующий эффект и уменьшают качку. Он также отметил, что, судя по текущим данным, ожидается, что паруса продолжат обеспечивать значительную экономию топлива и на будущих дальних рейсах во всех морских бассейнах.
В дополнение к парусам Odfjell решила расширить эксперимент и добавила еще один элемент к текущему рейсу Bow Olympus через Атлантику: 100% устойчивое биотопливо. Цель состояла в том, чтобы изучить путь к операциям с почти нулевым уровнем выбросов для судна дальнего плавания. Заправленное биотопливо было получено из сертифицированных устойчивых отходов. Орган по сертификации аккредитован как IMO, так и ЕС.
В компании Odfjell заявили, что по прибытии к берегам Европы танкер Bow Olympus продемонстрировал, что комбинированное решение является реалистичным путем к углеродной нейтральности для морских перевозок, опережая график на 25 лет. Рейс показал общее снижение интенсивности выбросов парниковых газов на 85% по сравнению с традиционным топливом, причем для использования биотоплива не потребовалось технических вложений или модернизации. Кроме того, использование парусов повысило энергоэффективность на 15-20%.